НАЧАЛО — Я взяла у твоего сына деньги из копилки, вы ещё накопите —

Олег у нас очень хороший, умный и трудолюбивый мальчик. Ему уже шестнадцать, и он тот ещё любитель поиграть в компьютерные игры или повозиться в сложных программах для 3D-моделирования. Я в этом мало что понимаю, но муж говорит, что и игры, и программы требуют мощностей. И Олег загорелся желанием купить себе хороший, современный компьютер для всех своих потребностей.

К сожалению, позволить себе такой дорогой подарок мы с мужем не могли. Нужно ведь и питаться, и по счетам платить, и одеваться, и на разные художественные мастер-классы сына водить, и репетиторов ему оплачивать. Тогда Олег решил устроиться на работу.

— Только не в ущерб учёбе, — поставила я условие. — Мы же платим за репетиторов не для того, чтобы ты из-за работы скатился на тройки.

— Я хорошо знаю английский, но выше тройки мне не поставят, ты же знаешь, — ответил Олег. — Учительница тебя терпеть не может. А по алгебре учительница терпеть не может уже меня. Не знаю, что я сделал, но её аж трясёт от моего вида. Так смысл стараться? Знания-то у меня есть. И с остальными предметами всё замечательно.

Это было правдой — Олег не прогуливал, честно выполнял домашние задания. Репетитор по английскому языку высоко оценивал его знания, но в школе выше тройки ему никогда оценки не ставили. Я уже и с директором ругалась, и грозилась жалобу в министерство образования подать — без толку. Как доказать, что это не мой сын бездарь, а учительница занимается не тем делом?

— Да забей, — сказал Олег. — ЕГЭ я сдам на отлично, вот увидишь.

Ну я и забила — мы с Игорем, моим мужем, верили в Олега. Сами мы из рабочего класса — Игорь на заводе работает, а я в швейном цеху закройщицей, — а ребёнок у нас художником или архитектором растёт.

Подрабатывал Олег, в основном, либо на каникулах, либо по выходным, либо по вечерам, если днём было мало уроков и не нужно было делать много домашней работы. Полученные деньги он складывал в копилку — большого, полого мамонта, которого мы подарили ему ещё лет десять назад.

— Может, хранить деньги на счету будет удобнее? — спросил как-то Игорь, но Олег отказался.

— Мне приятно держать наличку в руках, — сказал он. — Как-то… вес денег ощущаешь, что ли. Понимаешь, что сам это заработал. Но потом я, конечно всё на счёт положу, чтобы было удобнее рассчитываться за компьютер.

Копил он долго — полтора года. У нас тогда совсем напряг с деньгами был, но даже в моменты острой нужды мы не трогали деньги сына и не просили взаймы, не говоря о том, чтобы потребовать отдать их просто так.

Но вот у нас стало получше с работой, Олег накопил неплохую сумму, и мы с Игорем договорились на день рождения докинуть ему недостающие деньги. Выходило всё равно много для нашего скромного бюджета, но мы решили, что нужно поощрить трудолюбие нашего сына. Он заслужил. А то когда он потом ещё сможет вдоволь поиграть в игры? Там экзамены будут, потом учёба в университете, работа… всё некогда. Пусть спокойно оканчивает одиннадцатый класс, учится и играет. К тому же, хороший компьютер будет ему нужен для проектов в университете.

Мы пока об этом Олегу не говорили — хотели сделать сюрприз. Планировали подкинуть в копилку крупную наличку, которую заранее бы сняли. Он пересчитывал собранные деньги каждый раз, как докладывал туда новую сумму — лелеял свою мечту. Вот он удивится и обрадуется, когда обнаружит, что денег стало в два раза больше!

Примерно в это же время в жизни Игоря объявилась мать — Наталья Павловна.

Игоря растил свёкор — Андрей Андреевич. Наталья Павловна, устав заботиться о капризном, непоседливом ребёнке, собрала вещи и уехала в какой-то курортный город — строить свою жизнь. Андрею Андреевичу она оставила записку, в которой пожелала счастья.

Когда Игорь впервые мне об этом рассказал, у меня чуть волосы на голове не зашевелились от ужаса. Как могла мать оставить своего сына?! Как могла спокойно отдыхать и встречаться с мужчинами — а она там явно не одна была, — понятия не имея, сыт ли твой ребёнок, одет ли, всё ли с ним хорошо. Она за всё это время лишь пару раз позвонила, но о себе не рассказывала. До этого момента Игорь даже не знал, в каком она городе, с кем, как выглядит. На память ему остались лишь фотографии с красивой молодой матерью, которая выглядела вполне счастливой и жизнерадостной.

И вот, спустя много лет, она объявилась. Изрядно постаревшая, но всё ещё красивая. Игорь у неё появился рано, так что она была младше обоих моих родителей. Я была ошарашена, когда после непродолжительного телефонного разговора Игорь заявил, что его мать скоро приедет к нам в город.

— Навестит нас, — сказал он. — Помогу ей устроиться. Поищу пока комнату в коммуналке, на большее у неё денег нет.

— А комнату кто будет оплачивать? — осторожно спросила я. — Ты же помнишь, что мы планировали сделать сыну подарок?

— Конечно, помню, — ответил он. — Оплачу месяц проживания, а дальше она сама.

Мне всё это казалось странным. Мать бросила Игоря, даже на проводы отца не приехала, а теперь вдруг вспомнила о сыне и захотела общаться? А он и рад — уже рвётся помогать. Разве не очевидно, что Игорь ей не нужен?

Но он так воодушевился, что я не стала лезть. У меня оба родителя живы-здоровы и меня не бросали, мне не понять, каково это — жить с одним лишь отцом, не имея возможности получить материнскую заботу.

Но сюрпризы на этом не закончились. В гости к нам Наталья Павловна приехала не одна, а с ребёнком. Единоутробному брату Игоря было тринадцать лет, он был тощим, угрюмым и неразговорчивым. Зыркал по сторонам, пока сидел у нас на кухне, жадно ел, но даже двух слов мне не сказал.

— Чего это он даже не поздоровался? — спросил Олег, когда Игорь поехал отвозить мать и младшего брата в выбранную комнату в коммуналке. — Бабушка его не воспитывала, что ли?

— Сомневаюсь, что воспитывала, — ответила я. — Зашуганный он, боится слово лишнее сказать. В грубости детей всегда виноваты родители, Олеж.

Несмотря на то, что ребёнка мне было жалко, связываться с той семьёй я не хотела. У меня был свой сын, о котором нужно заботиться, поэтому я даже не спрашивала, как там у них дела. Игорь частенько ездил к ним в гости вместо того, чтобы провести время со мной или Олегом. Отвозил им продукты, купленные на наши общие деньги. Помогал финансово. И меня это в какой-то момент стало раздражать.

Продолжение здесь

Рекомендации для вас