Что спрятано на иконе Введения во храм

Введение Богородицы во храм вошло в церковный календарь позднее других главных праздников, а икона изначально была лишь фрагментом житийного цикла. Но в начале второго тысячелетия этот сюжет прочно укоренился как в богослужебной, так и в иконописной традиции.

Согласно Преданию, из которого мы узнаем подробности жизни Пречистой, когда Ей исполнилось три года, родители, следуя данному Богу обету, привели дочь в Иерусалимский храм.

В центре композиции находится Сама Дева Мария. Ее фигура по росту обычно меньше всех остальных персонажей, присутствующих на иконе, — встречающего Ее первосвященника Захарии, провожающих Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, и сопровождающих Ее юных дев. Но при этом Она одета в мафорий — традиционную одежду взрослых женщин, покров, в котором мы привыкли видеть Богоматерь. В Ее образе объединены детская открытость и чистота, зрелая вера и преданность Богу. Обычно на иконе «Введение» можно увидеть ступени храма, по которым Она легко и решительно поднялась, чтобы позднее Самой стать «Боговместимым храмом» — Матерью Спасителя.

На многих иконах фигура Пречистой изображена дважды. В верхнем углу Она сидит или стоит в Святая святых — самом сокровенном месте Иерусалимского храма. Туда лишь раз в году мог заходить первосвященник, чтобы окропить священное место кровью жертвенных животных — это символизировало искупление грехов народа. Богородица зашла туда беспрепятственно, потому что именно Ей предстояло родить Искупителя, Который возьмет на себя грехи всего человечества. Рядом с Девой Марией — ангел, питающий Ее «небесным хлебом».

Введение Богородицы во храм вошло в церковный календарь позднее других главных праздников, а икона изначально была лишь фрагментом житийного цикла.

В сцене общения Богоматери с ангелом можно также увидеть отсылку к другому важному событию христианской истории — Благовещению. А иногда рядом со святым Захарией, отцом Иоанна Крестителя, встречающим Деву Марию в храме, может быть также написана фигура святого Иосифа Обручника, позже взявшего на себя заботы о Ней и о рожденном Ею Младенце. Таким образом, в иконе «Введение Богородицы во храм» показан момент начала и обозначены некоторые вехи дальнейшего служения Богоматери.

Многообразие деталей, элементов и вариаций на фото иконы «Введение Богородицы во храм» позволяют увидеть и понять суть события.

Например, на ряде икон за фигурой пророка Захарии видны врата, которые он открывает Пресвятой Деве. Так иконография Введения подчеркивает представление о Богородице как о Двери Господней, то есть о Той, через Которую Спаситель пришел в мир.

На одних иконах только фигура Богородицы маленькая, а остальные персонажи выше ростом, что указывает на Ее готовность следовать воле Божьей даже в раннем, совсем детском возрасте. На других иконах — торжественно провожающие Ее юные девы приближены в пропорциях к Пречистой, но только Она одна избрана Богом пройти особым путем.

Иерусалимский храм на разных иконах изображен по-разному: на одних мы видим византийскую архитектуру, на других — характерные для русских церквей маковки. Иконописцы не могли знать, как выглядела древняя святыня на самом деле — она была разрушена еще в I веке. Каждый добавлял знакомые ему виды, и событие, произошедшее в ветхозаветном храме столетия назад, как будто становилось ближе к смотрящему на икону.

Рекомендации для вас

Рекомендуемые статьи