Был у Вали и муж. Ну, как был, по документам был. По жизни они просто делили одну квартиру. Муж стал пить лет десять назад. Сначала Валя не обращала внимания, оправдывала его в глазах знакомых, жалела. Потом пыталась лечить, спасать, ругалась, убеждала. А потом махнула рукой. Она надеялась, что скоро сможет переехать в другую квартиру, оставив непутевого мужа одного. Не успела…
Любила ли она его? Валя задумчиво перебирала руками в воздухе, как будто медленно переплывая расстояние до дома. Любила, но того, каким он был раньше. Задорный, спортивный, легкий на подъем, внимательный и добрый. Таким она его помнила. Все изменил случай. Травма на работе, увольнение по здоровью. Он стал чувствовать себя ненужным. Оттого и запил.
Валя тихо прошла сквозь дверь своей квартиры. Было тихо. Лишь холодильник гудел на кухне. Валентина проплыла на кухню. Еще вчера она ложилась спать, перемыв всю посуду и поставив печься хлеб на ночь. Теперь посуда, грязная и засохшая, опять лежала в раковине, хлебопечка устало моргала красным огоньком, на плите стояла сковорода, на столе – бутылка и рюмка.
-Уже помянул! Первым успел, наверное, — поджав губы, подумала Валя. – Интересно, я дома умерла? Вот он переполошился-то, наверное!
Валя нашла мужа в комнате. Он спал. Женщина склонилась над ним и заглянула в лицо. Она все еще его немного любила, во сне муж становился таким, каким был в молодости, морщинки разглаживались, подбородок переставал дрожать, выдавая болезнь. На щеках спящего были видны следы слез.
-Переживает, бедный! Теперь как он без меня! – Вале стало жалко супруга. Какой-никакой, а близкий человек…
И тут в дверь позвонили. Мужчина открыл глаза и, быстро поднявшись, прошел в прихожую.
-Вы комнату сдаете? – услышала Валентина чужие голоса.
-Да, проходите. Вот здесь.
-Простите, но тут чьи-то вещи!
-Ничего, если нужны, могу продать за десятку. Если нет, вынесу, продам другим. Решайте!
Валя увидела, как в ее комнату зашли трое мужчин. То ли строители, то ли слесаря. Они стали перебирать вещи в комнате, бесцеремонно лазили по шкафам, обсуждая, что им может пригодиться.
Валя в оцепенении стояла в углу. Ей хотелось кричать, бить их кулаками, а особенно предателя-мужа. Но она не могла пошевелиться. Душа не должна причинять вред, она выше этого!
-Оставь! – услышала она голос. Рядом опять стоял старичок. – Ерунда это все. Тебе это уже не нужно. Ему пользы тоже не принесет. Главное, что ты это увидела. А теперь пойдем!
Старичок взял Валентину за руку, и они, пройдя через стену дома, остановились у окна соседа.
Валя знала его уже давно. Отставной военный, Петр Николаевич, был всегда вежлив и подтянут. Он часто помогал Валюше донести тяжелые сумки, если встречал её на улице. Никогда не «переходил границ», но Валя знала, что нравится ему. Да-да, в свои-то годы она могла кому-то понравиться! Её это иногда даже удивляло. Муж, тот давно не обращал внимания на свою жену, а больше интересовался плодами ее трудов на кухне да днями зарплаты.
Сейчас Петр Николаевич сидел за столом на кухне и невидящим взглядом смотрел перед собой. Было заметно, что он сильно огорчен.
-Что с ним? – тихо спросила Валентина своего попутчика.
-Сегодня он потерял близкого человека, Валя. Он жалеет, что не успел сказать ему, как он дорожит им. То есть, ей.
-Надо же, и у него кто-то умер! – удивилась Валентина.
-Да все те же, — усмехнулся ее попутчик и исчез.
Женщина хотела еще что-то спросить, но тут замерла. Она начала понимать, что значат слова старика…
… Будильник зазвонил как раз на том месте, когда Валя, во сне пыталась погладить по плечу Петра Николаевича, но у нее все никак не получалось. Женщина резко села на кровати и выключила звонок. Она удивленно огляделась вокруг. Это был лишь сон, но какой реальный! Валентина никак не могла прийти в себя.
А потом тихо встала, стараясь не разбудить мужа, прошла на кухню, сделала себе чашку крепкого кофе и все продумала. Кто знает, сколько она еще проживет, нужно постараться все исправить.
Вещи мужа ждали его в прихожей, собранные в чемодан. Рецепт кулича Валя все же девочкам сказала, раз уж обещала, но теперь смотрела на Риту и Киру как-то по-другому, а они не могли понять, в чем дело. Славика Валя попросила зайти к ней для небольшого обучения; сестре женщина послала сообщение-открытку с теплыми словами, а вот как быть с Петром Николаевичем, Валя пока не знала. Но надеялась, что он, наконец, сделает первый шаг.
А пока, прибежав домой после работы, Валюша испекла два кулича. Себе и соседу. И не зря…