Оглядевшись вокруг, она поняла, что находится где-то в облачном, ватном лабиринте. Солнце просвечивало сквозь туманную пелену, разрезая облака лучами-струнами.
-И что дальше? Что делать-то теперь мне? – спросила Валя, обращаясь к пустоте.
-Ну, как что? Ты не знаешь, что ли? – раздался за ее спиной скрипучий голосок.
Валя обернулась и увидела старичка. В длинной белой одежде, которая висела на его худеньких плечах, босиком, он стоял на облачке и отщипывал от него кусочки, подбрасывая их в воздух.
-Не знаю, представьте себе! Не каждый день я умираю, вообще-то!
-У тебя пока есть несколько дней, полетай, послушай, что люди-то о тебе говорят. Это ж самое интересное — дни после смерти. Столько всего нового узнаешь, уж ты мне поверь! – старичок подмигнул женщине и растворился в воздухе.
Валентина еще немного постояла, оглядываясь, а потом, сделав шаг в пустоту, почувствовала, что летит. Воздух держал ее, словно пушинку, не давая ринуться камнем вниз.
-Ладно, полетать, так полетать. Есть я, вроде, не хочу, спать тоже. Дел у меня теперь нет. Свободного времени вагон. Куда бы сначала направиться? На работу, там, наверное, все в шоке от того, что я померла!
Валентина стала плавно спускаться все ниже к земле.
Женщина работала в большой фирме, в бухгалтерском отделе. Она, можно сказать, стояла у истоков, придя туда еще пятнадцать лет назад. Столько всего случилось за это время! И угроза банкротства, и смена руководства, и переезды в другие офисы. Валя была заместителем главного бухгалтера, работу свою любила, но никогда не претендовала на высшие должности, опасаясь лишней ответственности. Кроме нее были еще две девушки, бухгалтеры, ей подчиняющиеся. Они все сидели в одном кабинете. Вале девушки нравились. Веселые, говорливые, Рита с Кирой многое рассказывали Валентине о современной моде, делились своими приключениями на любовном фронте, советовались с ней. Валентина, не имея своих детей, считала этих девчушек как бы дочками, поэтому и относилась к ним с теплотой..
-Переживают, наверное, девчонки! А я ведь обещала рецепт кулича им дать, так они его просили! Даже на листик себе выписала, в ящик стола положила, да не успела им отдать…
Валя не спеша подлетела к окну бухгалтерии. Жалюзи были открыты, внутри никого не было.
-Наверное, на совещании, — догадалась Валюша.
Она немного подождала. Скоро дверь открылась, девушки бодро зашли внутрь. Они что-то говорили, но Валентина ничего не могла разобрать. Тогда она просто прошла сквозь окно, рассудив, что в фильмах приведения так делают, почему бы и ей не попробовать. Женщина встала у дальней стенки, внимательно рассматривая лица коллег.
Те обсуждали ее.
-Давно пора, сколько можно с этой бабулькой нам сидеть! Все эти ее советы, вздохи так надоели! Ты, Риточка, теперь замом будешь, точно!
Кира села в кресло у стола и поправила бантик на блузке.
-Не факт! Может, кого со стороны возьмут, — предположила Рита.
-Не возьмут. Директор сказал, что нового человека нанимать рискованно. Я сама слышала!
Рита довольно улыбнулась.
— Я, чур, за ее стол сяду! Мне там всегда нравилось! А то сижу на проходе, дует мне постоянно! – Рита подошла к столу Валентины, провела рукой по дорогой деревянной столешнице. – Стол у нее, видишь, какой, не то, что у нас. Красивый!
Девушка отодвинула кресло Валентины в сторону и открыла ящик тумбочки.
-Так, что тут у нас? Как думаешь, Кир, выкинуть все это? Вряд ли ее муж, этот алкаш, придет за вещами?
-А что там у нее? Давай посмотрим!
-Так, скрепки, степлер, бумаги. Давай делить.
-Тут еще кофе, смотри, целая банка. Возьмем?
-Конечно! Ей уже не пригодится, а кофе-то дорогой!
Девушки, не церемонясь, лазили по чужим ящикам, отправляя в мусорное ведро все, что считали ненужным.
Валентина так и стояла с открытым ртом и хлопая глазами. Значит, она просто придумала себе тех двух милых девушек, которые желали ей счастья и здоровья совсем недавно, поздравляя с юбилеем! Все было лишь в ее воображении. Она была им не нужна, мешала, сидя за своим дубовым столом и напоминая, что годы этих свистушек тоже когда-то перевалят за сорок, пятьдесят, а они все еще не заняли высокие должности на работе…
-Кир, смотри, вот, кажется, ее рецепт кулича!
-Где?
-Здесь, на бумажке написан. Она же нам обещала. На, перепиши себе. Хорошо хоть, что нашли, а то мне срочно надо, муж просил!
Девушки быстренько переписали рецепт.
-Даже «спасибо» не сказали! Обидно. Не до слез, конечно, но неприятно, это точно, — подумала Валя. Но ее жизнь была гораздо шире и насыщеннее, чем эта комната в высотном здании.
Валя хотела, было, улететь, но замерла у окна чуть ниже этажом. В комнате было три человека. Они стояли вокруг одного из компьютеров и что-то оживленно обсуждали, тыкая пальцами в монитор. Валя заметила четвертого, паренька в пиджаке и голубой рубашке. Тот сидел и судорожно что-то печатал, пока друзья подсказывали ему, что писать.
-А! Это тот, новенький! Славик, кажется, — Валя вдруг вспомнила, как вчера крепко отругала его, этого молодого человека. Тот подал ведомости с ошибками, Валя рассердилась, вызвала его и отчитала прямо в комнате, при Кире и Рите. Слава, выпускник, только-только устроившийся к ним, стоял красный как рак.
-Исправляет теперь, наверное, — Валентина вздохнула. – Зря я вчера так с ним. И что на меня нашло? Теперь и извиниться не смогу. Надо было спокойно вызвать его и все объяснить. Но голова так болела…
Вроде бы пустяк. Вчерашний день прошел, молодой человек исправит и сдаст документы Рите или Кире. Но он запомнил Валентину как сварливую женщину, которая наорала на него при этих девицах. Валя почувствовала стыд…
-Ладно, прошлого не воротишь. Я была не права конечно. Но он теперь будет аккуратнее, не допустит ошибки, за которую его могли бы уволить. Наверное…
Валя провела рукой по стеклу и улетела.
Пора было навестить родственников.
У Валентины была старшая сестра, Леночка, которая вместе с мужем как раз уехала в отпуск. Они долго копили деньги, чтобы съездить в Доминикану. Вряд ли сестра уже в курсе, что произошло.
И правда, Леночка мирно спала. Разница во времени берегла ее от ужасных новостей, Лена еще не прочитала сообщение, присланное тетей Светой, сестрой матери. Потом Лена увидит его, уронит телефон и позовет мужа. Они долго будут сидеть, обнявшись, а потом закажут билеты обратно в Москву. Ленка всегда трепетно относилась к младшей сестре, хотя и часто была строга.
Валентине даже захотелось быстро стереть грустное сообщение, подарив сестре еще хоть несколько дней экзотического рая, но пальцы духа не могут управляться с экраном телефона так же ловко, как телесная оболочка. Валя уронила телефон на пол. Лена лишь поморщилась во сне. Валя вздохнула. Ничего уже не изменить…
Кого бы еще навестить?
У женщины были подруги. С ними она иногда разговаривала по телефону, делилась советами по огороду, посылала открытки и изредка встречалась по праздникам. Женщины общались с детства, выросли в одном дворе, вот и поддерживали связь.
— Ариша, слышала, Валька-то того! – услышала Валентина всхлипывающий голос подруги, Галины.
-Да ты что! – Ариша на другом конце провода сразу заохала, запричитала.
Валя, Ариша и Галя были из простых семей, вместе стояли в очередях за сосисками, носили заштопанные колготки и валенки зимой. Им не нужно было красоваться друг перед другом, с ними Валя чувствовала себя спокойно. Не то, что на работе.
Женщины еще немного поговорили, решив встретиться и помянуть покойницу.
-О! Побывать на своих поминках – это еще нужно умудриться! – с интересом подумала Валя и решила обязательно навестить подруг еще раз, вечером…